Домашнее вино
Проще простого
Почти каждый садовод готовит домашнее плодовое (ягодное) вино. И хотя общий принцип его получения, естественно, един, у каждого есть, как я убедился, своя, несколько отличающаяся от других технология его приготовления. Имеется она и у меня. Создавалась и отрабатывалась она десятилетиями. Главной целью при, её разработке я поставил максимальную простоту приготовления, но, конечно, не в ущерб качеству вина.
Сначала немного о сырье, т. е. о ягодах, из которых приготовлено вино. Так, из аронии (черноплодной рябины) оно получается несколько резковатым и терпким, то есть посредственного вкуса. Однако если после разлива по бутылкам его вместо одного выдержать в них два года, то на дно выпадет осадок, содержащий излишние дубильные вещества. Вино приобретет изысканный вкус и не уступит многим сортам красных вин, полученных из винограда. Кое для кого, правда, существует проблема, как вытерпеть эти два года, но наш рассказ не для них.
Вина из крыжовника и смородины - в целом, неплохие, но на мой вкус в них чего-то не хватает, поэтому из них я готовлю вино достаточно редко, чаще купажирую (смешиваю) их с другими ягодами. Великолепное душистое, вкусное, красивое, ярко-розового, почти красного цвета вино получается из малины, как лесной, так и садовой. Жаль только такие замечательные ягоды переводить на вино. Поэтому делаю его изредка, когда ягод бывает особенно много. Одно из самых любимых моих вин - из садовой земляники. Предвижу, что некоторые, дочитав до этого места, усмехнутся: земляника и сама по себе хороша и делать из нее вино - просто перевод ягод, да и дорогое это получается удовольствие. Но в том-то и дело, что я не готовлю его из таких ягод. Всем известно, что садовая земляника весьма страдает от серой гнили, а уж в дождливое лето может пропасть более половины урожая. Причем, даже слегка пораженная гнилью ягода вся становится не вкусной и полностью не пригодной для еды. Даже варенье из хорошей части таких плодов получается весьма посредственного, третьесортного вкуса. Короче, ни на что такая ягода не годится ... Ни на что ... кроме вина! На его приготовление можно использовать не только подпорченные, больные ягоды, но и даже весьма подгнившие, сплошь покрытые серым налетом. Вино же из них получается густое, в меру сладкое, удивительно ароматное, красивого нежно-розового цвета. И никакого постороннего вкуса или запаха плесени. Таким образом, одновременно убиваются сразу два зайца: не надо закапывать гнилье в землю, на глубину не менее чем на 23 штыка лопаты, тратить на это силы и время, и так каждый день или через день весь период сбора ягод. И получать буквально из бросового сырья отличный продукт.
Но самое лучшее вино, на мой вкус, получается из самой обыкновенной красной рябины, и даже не садовой (невежинской), а что ни на есть дикой. По-моему, с ним не сравнится ни малина, ни даже земляника, а о других ягодах и говорить не приходится. Вкус и аромат его удивительны, лучше даже чем настоящих виноградных вин. Цвет же, хотя это и не самое важное - нежный янтарно-розовый. А легкая горчинка, которая в нем присутствует, создаёт какую-то особую пикантность и оригинальное послевкусие. Это не только мое мнение, все знакомые, приходя в гости, в один голос просят подать именно его. Есть у данного вина и ещё одно достоинство - его много не выпьешь, им нельзя упиться: рюмку-другую, но не более. Дело в том, что ягоды рябины обладают некоторым послабляющим эффектом, который в полной мере переходит и в вино. При умеренном потреблении это не заметно, но если человек выпьет стакан и более - неприятностей ему не избежать. Так что идите в лес, собирайте рябину, делайте вино, а также варите варенье - оно тоже из рябины получается отменного вкуса. Если хотите при варке полностью избавиться от терпкости, то за сутки до этого просто замочите ягоды в холодной воде, а затем её слейте. Но лично мне эта легкая горчинка очень нравится, она придаёт особый вкус, приятную пикантность, поэтому я рябину не вымачиваю, ни для вина, ни для варенья.
И ещё о заготовке: особенно обидно и больно бывает видеть, когда такую красу как наша рябина при сборе ягод безжалостно обламывают, а то и рубят, только потому, что лень применить какие-то приспособления для её сбора. Потому, что так быстрее. Это варварство, ведь у себя на участке такие люди кустов и деревьев, небось, не ломают. Их даже не останавливает то, что наверняка придётся вернуться сюда на следующий год, т. е. они рубят сук, на котором сидят, живут одним днём.
А теперь собственно о технологии ... Берутся ягоды, вода и сахарный песок в пропорции 1:1:1, нежные ягоды (землянику, малину) можно класть так, а имеющие плотную кожицу (рябину, смородину и др.) следует раздавить или пропустить через мясорубку. Сырье можно закладывать как сразу всё, так и частями, как, например, подгнившую землянику. Хорошо добавить туда горсточку измельчённого изюма (обязательно немытого). В качестве посуды удобнее всего использовать стеклянные бутыли объёмом 10-20 л и более. После загрузки компонентов на ее горлышко натягивают обыкновенный детский воздушный шарик или резиновую перчатку, предварительно проткнутые швейной иглой. Углекислый газ от брожения будет постепенно уходить через это микроскопическое отверстие, а пары спирта улетучиваться практически не будут, это гораздо проще, чем делать водяной затвор (замок). Кроме того, такое приспособление является хорошим индикатором хода брожения. Пока шарик надут - оно идёт, как только сморщился и упал на бок - процесс практически завершился, значит, подошла пора разливать вино.
Заправленную бутыль следует поставить, по возможности, в тёплое место и первое время, пока не растворится опустившийся на дно сахар, изредка слегка её покачивать, для ускорения данного процесса. При загрузке следует оставлять место для последующего вспенивания сырья в результате процесса брожения. Самое оптимальное - делать загрузку по «плечики» бутыли, но многое тут зависит и от формы последней. По окончании процесса, обычно через 1,5-2 месяца, большая часть мезги опускается на дно, тогда шарик снимают и, осторожно наклонив сосуд, аккуратно, через ситечко, сливают верхнюю, светлую часть получившегося вина, наиболее качественную его фракцию. Затем сливают среднюю, содержащую значительное количество мути и под конец, через марлю, а можно и прессом или соковыжималкой, отжимают мезгу, получая весьма густую взвесь. Мезгу выбрасываю. Некоторые закладывают её для повторного брожения, но я этого не делаю, т. к. качество вторичного вина значительно хуже. Полученное молодое вино, содержащее в трёх разных фракциях все возрастающее количество мути, можно осветлить в центрифуге, но она мало у кого есть; можно поцедить через марлю, вату, бумажные фильтры, но этот процесс весьма длительный, а качество получаемого продукта оставляет желать лучшего (все равно остается мутноватым). В целом, получается только потеря времени. Поэтому я просто разливаю вино по бутылкам, закрываю их и даю отстояться одну - две недели. Вся взвесь за это время сама садится на дно. После чего остается только аккуратно, не взмутив, перелить отстоявшееся сверху вино в другую посуду и закупорить её. Проделывается это быстро, буквально за считанные минуты, и вино полностью готово. Единственно, иногда, для повышения содержания сахара (это каждый определяет сам, по собственному вкусу) на каждую бутылку можно добавить немного (пол чайной ложки) песка. Оставшийся в бутылках осадок сливается вместе и отстаивается ещё раз. Полученное таким образом вино не бывает очень крепким, но всегда исключительно приятным и вкусным.
В. Чернявский, кандидат с.-х. наук